В начале 2016 г. ВВС США опубликовали первое изображение перспективного дальнего бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. С тех пор подобные материалы не появлялись. Ситуация изменилась лишь на днях, когда ВВС выложили новые изображения самолета, выполненные художником.
Графические материалы
Первое официальное изображение, опубликованное почти четыре года назад, показывало самолет B-21 в полете на фоне облачности. Художник изобразил бомбардировщик с характерного ракурса, позволяющего понять основные обводы планера и заметить некоторые другие особенности конструкции.
Новейшие изображения показывают будущий самолет на земле. Три фотоколлажа демонстрируют B-21 в ангарах авиабаз Дайс, Уайтмен и Эллсуорт – именно там планируется развернуть новую технику. Опубликованные изображения отличаются только фоном, тогда как трехмерная модель бомбардировщика во всех случаях одинакова и показана с одного ракурса.
При всем этом новые коллажи показывают некоторые особенности самолета и раскрывают подробности проекта. Кроме того, появляются некоторые возможности для оценки размеров и других параметров перспективной техники. Впрочем, на особую точность пока рассчитывать не приходится.
Видимый облик
Доступные материалы позволяют понять и оценить общие особенности планера B-21, а также определить его потенциал с точки зрения малозаметности. Очевидно, что конструкция «Рейдера» восходит к более старому самолету B-2 Spirit, но имеются заметные отличия, по-видимому, дающие определенные преимущества.
Как и предшественник, B-21 выполнен по схеме «летающее крыло» со стреловидной передней кромкой и рудиментарным выступающим фюзеляжем. Задняя кромка крыла имеет форму перевернутой буквы W; на самолете B-2 эта часть планера отличается более сложной формой и конструкцией.
В отличие от B-2, новый B-21 не имеет выступающих воздухозаборников по бокам от фюзеляжа. Эти устройства утоплены в крыло и не выдаются за пределы его профиля. По бокам от фюзеляжа имеются некрупные выступы-обтекатели силовой установки, а сопла двигателей максимально «спрятаны» в планер.
В носовой части фюзеляжа имеется остекление кабины, похожее на использованное в проекте B-2. Его размеры могут указывать на внутренние габариты кабины и, соответственно, на численность экипажа.
Необходимо обратить внимание на конструкцию шасси. Сохранена трехточечная схема с носовой опорой. Все стойки имеют по два колеса; на основных используются более крупные колеса. Ниши шасси прикрываются створками сложной формы, открываемыми вбок. B-2 имел более развитое шасси с иной конструкцией створок.
К сожалению, вместе с новыми изображениями ВВС США не стали публиковать какие-либо данные технического характера. Ранее упоминались самые общие особенности и примерные тактико-технические характеристики, и пока они не уточнялись. Возможно, это произойдет в ближайшем будущем.
Некоторые выводы
Габариты «Рейдера» пока не уточнялись. Есть основания полагать, что этот самолет не крупнее своего предшественника. Иная, более простая конструкция шасси говорит о возможном снижении собственного веса и полетной массы. Несмотря на это, самолет по ЛТХ не должен уступать более старому «Спириту». Это указывает на применение более экономичных двигателей и наличие достаточных объемов топлива.
Прогресс в области радиоэлектронных систем позволяет уменьшить требующиеся для размещения БРЭО объемы и оптимизировать компоновку планера в целом. Также появляется возможность выделить достаточные объемы для кабины экипажа и снизить нагрузку на людей. На существенное изменение компоновки может указывать тот факт, что ниша носовой стойки шасси смещена назад: на B-2 она находилась практически у носового обтекателя.
Еще при запуске программы по разработке перспективного бомбардировщика было объявлено, что этот самолет будет малозаметным. Как видно на доступных изображениях, это требование стало главным и оказало самое серьезное влияние на формирование облика машины.
Видно, что B-21 отличается от B-2 более сложными обводами некоторых элементов. Это может говорить о применении современных средств проектирования, позволивших рассчитать все параметры и получить оптимальное соотношение аэродинамических характеристик и малозаметности.
В контексте малозаметности в первую очередь необходимо рассмотреть общую форму самолета в плане. Вероятно, отказ от более сложной изломанной задней кромки обусловлен именно сокращением ЭПР и, возможно, оптимизацией сопловых агрегатов силовой установки. Также важным нововведением является применение утопленных в крыло воздухозаборников. В этом же ключе следует рассматривать изменение створок шасси.
Недавно говорилось, что B-21 сможет нести широкую номенклатуру боеприпасов всех основных классов, от свободнопадающих бомб с конвенциональным оснащением до управляемых ракет со специальными БЧ. Впрочем, точный список совместимых боеприпасов неизвестен. Не сообщается и боевая нагрузка. Известно лишь то, что все вооружение будет перевозиться во внутреннем отсеке. Внешняя подвеска не предусматривается.
Таким образом, по своей сути перспективный бомбардировщик B-21 Raider можно считать вариантом развития концепций, заложенных в предыдущем проекте B-2. Уже опробованные и проверенные временем идеи перерабатываются и реализуются на современном научно-техническом уровне, что должно привести к заметным положительным последствиям.
Некоторые из таких последствий заметны даже на опубликованных изображениях. Прочие станут ясны после раскрытия другой информации, в т.ч. ТТХ самолета. При этом экономические преимущества B-21 уже известны. ВВС ограничило стоимость серийного самолета 550 млн долларов в ценах 2012 г. (порядка 650 млн долл по нынешнему курсу). Это в разы меньше цены серийных B-2, что, как ожидается, позволит построить крупный флот самолетов при приемлемых тратах.
В ожидании прототипа
Пока бомбардировщик B-21 Raider существует только в виде нескольких изображений и конструкторской документации. Однако компания Northrop Grumman уже приступила к необходимым работам и выводит проект на следующую стадию. В декабре прошлого года стало известно, что на одном из ее заводов начата сборка первых агрегатов для будущего опытного «Рейдера».
Строительство будет продолжаться еще около года. Испытания и первый полет прототипа назначены на следующий 2021 г. В конце года машину обещают показать публике. После этого доводка продолжится, что позволит подготовить проект к серийному производству. ВВС начнут получать новую технику во второй половине десятилетия, а к 2030 г. планируется достичь начальной оперативной готовности.
Согласно актуальным данным, ВВС США закажут не менее 100 новых бомбардировщиков. На уровне пожеланий фигурирует и вдвое большее число – в таком случае удастся нарастить потенциал дальней авиации до желаемого уровня.
С помощью «обязательной» сотни B-21 заменят устаревший флот самолетов B-1B и B-52. Кроме того, возможна частичная замена более новых B-2. Развертывание новой техники начнется с авиабазы Эллсуорт. Затем «Рейдеры» поступят на базы Дайс и Уайтмен. ВВС уже показали, как будут выглядеть новые B-21 на этих аэродромах.
Впрочем, пока на авиабазы «попали» только трехмерные модели техники. До развертывания самолетов еще далеко, и главной задачей компании Northrop Grumman сейчас является строительство опытного образца. По мере его продолжения и в ходе испытаний должны будут появляться новые сведения того или иного рода. Все они будут дополнять и корректировать уже имеющуюся картину.