В интересах вооруженных сил США в настоящее время разрабатывается целый ряд гиперзвуковых ракетных комплексов разных классов с теми или иными возможностями. Первые разработки в этой области уже выходят на летные испытания, по результатам которых смогут поступить на вооружение.
Актуальные вопросы
Американская гиперзвуковая программа на данный момент предусматривает разработку большого числа перспективных ракетных комплексов разного рода. Новые образцы создаются для сухопутных войск, для ВВС и ВМС. При этом предлагаются как самостоятельные образцы, так и унифицированное вооружение для разных родов войск.
В этом году главные новости из США на гиперзвуковую тематику были связаны всего с двумя перспективными разработками. Это крылатая ракета воздушного базирования AGM-183A ARRW и сухопутный комплекс LRHW Dark Eagle. Как сообщалось, авиационный боеприпас уже доведен до летных испытаний, а сухопутная система пока только готовится к ним.
Следует отметить, что новости об этих проектах пока не располагают к оптимизму. Так, изделие ARRW еще ни разу не выполнило тестовую полетную программу, что негативно сказывается на ходе проекта и всего гиперзвукового направления. Проект LRHW, несмотря на определенное движение вперед, тоже пока не демонстрировал свои возможности.
Затруднения на стадии испытаний – наблюдаемые и ожидаемые – приводят к известным рискам.
Неудачи в воздухе
Наибольшие успехи среди американских проектов сейчас показывает проект ракеты AGM-183A Air-Launched Rapid Response Weapon. В отличие от других разработок, она уже вышла на летные испытания, в ходе которых должна подтвердить расчетные характеристики. Впрочем, опытные ракеты пока не справляются с этой задачей.
Летные испытания ARW-183A начались в 2019 г. с вывозных полетов. Летающая лаборатория B-52H несла ракету под крылом и собирала необходимые данные, но сброс изделия не производился. До конца 2020 г. провели шесть подобных вылетов, которые обеспечили сбор необходимой информации и подготовку к последующим мероприятиям.
Первую попытку сброса и самостоятельного полета ракеты ARRW осуществили 5 апреля 2021 г. Как стало известно позже, самолет-носитель провел все необходимые процедуры, подготовил ракету, однако не смог сбросить ее. Причины этого и характер возникших неполадок не уточнялись.
Вскоре, в мае, состоялся очередной вывозной полет, целью которого являлась проверка систем управления оружием самолета-носителя и испытания бортовой аппаратуры ракеты. Находясь на большом удалении от базы, B-52H принял необходимую информацию и подготовил ракету к сбросу и полету.
Следующий тестовый пуск ARW-183A назначили на 28 июля 2021 г. В ходе этого испытания бомбардировщик успешно выполнил все процедуры по подготовке к пуску, а затем сбросил ракету. Изделие должно было направиться к назначенной цели, но этого не произошло. По неизвестной причине ракета не запустила двигатель, после чего упала в океан.
Последняя на данный момент попытка испытательного пуска состоялась 15 декабря и тоже оказалась неудачной. В связи с неизвестным отказом процедура подготовки к сбросу была прервана. Пуск не состоялся, и B-52H вернулся на аэродром с ракетой под крылом. Разработчикам проекта предстоит изучить всю собранную информацию, найти причины инцидента и доработать средства ракетного комплекса во избежание его повторения.
Проблема сроков
Согласно графику проекта ARRW, в 2021 ф.г. должно было состояться несколько тестовых запусков, в т.ч. с успешным выполнением полетной программы и поражением учебной цели. После этого на 2022 ф.г. планировалась закупка первой предсерийной партии из 12 ракет для выполнения дальнейших мероприятий. Затем в 2023 ф.г. или позже Пентагон собирался развернуть полномасштабное производство и принять AGM-183A на вооружение.

Батарея комплекса LRHW на позиции
Первая часть этих планов уже сорвана. Несмотря на все усилия, три летных испытания завершились неудачами. Поиск и исправление технических проблем займет некоторое время, а затем нужно будет провести новый этап летных испытаний и подтвердить успешное избавление от недостатков. При этом необходимо выполнить и изначально запланированную программу летных испытаний.
В зависимости от характера выявленных проблем и сложности их исправления, доработка AGM-183A может занять, как минимум, несколько месяцев. Затем некоторое время придется потратить на следующий этап испытаний. Вряд ли эти работы уложатся в утвержденный график, и запуск производства до конца 2022 ф.г. теперь выглядит маловероятным.
«Орел» в войсках
К летным испытаниям сейчас готовится гиперзвуковой ракетный комплекс для сухопутных войск LRHW или Dark Eagle. Проектные работы по этой системе уже завершены. Кроме того, проведены необходимые испытания разных компонентов и средств комплекса, включая планирующий гиперзвуковой боевой блок.
В середине сентября одной из частей сухопутных войск передали средства опытного комплекса LRHW. Это две буксируемые пусковые установки с тягачами, унифицированный командный пункт AFATDS 7.0 и несколько транспортно-пусковых контейнеров с макетами ракет. Сейчас личный состав занимается освоением этой техники и готовится к испытаниям.
Согласно актуальным планам, первый пуск гиперзвуковой ракеты с опытного LRHW состоится в ближайшие недели или месяцы. В течение 2022 г. Пентагон собирается провести серию летных испытаний, которая должна будет подтвердить расчетные характеристики и возможности ракет. При успешном выполнении таких планов, в 2023 г. начнется развертывание LRHW в войсках с организацией опытно-боевого дежурства.
Повод для оптимизма
Точная дата первого полета ракеты LRHW пока не называлась. Кроме того, под вопросом сроки проведения всего цикла летных и иных испытаний. Очевидно, что выполнить все пуски и наладить производство в 2022-23 гг. удастся только при отсутствии серьезных проблем технического или иного характера. В противном случае график работ по Dark Eagle тоже придется корректировать.
Следует отметить, что Пентагон имеет поводы для оптимизма в отношении проекта LRHW. Дело в том, что в составе нового комплекса достаточно широко применяются готовые и отработанные комплектующие. Так, в него включен унифицированный командный пункт, пусковые установки построены на серийных полуприцепах, а планирующий боевой блок Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB) прошел летные испытания в 2017 и 2020 гг.
Впрочем, применение готовых изделий не является гарантией успеха. Авиационный комплекс ARRW тоже построен с использованием существующих компонентов, но это не помогло ему в ходе испытаний. Удастся ли сухопутному LRHW не столкнуться с такими же проблемами – большой вопрос.
Планы на будущее
В гиперзвуковой программе США наблюдается некоторый прогресс, но присутствуют и серьезные затруднения. Одновременно разрабатывается сразу несколько проектов реального оружия для войск, и некоторые из них уже доведены до стадии полноценных испытаний, что можно считать успехом. Однако этот успех омрачается регулярными проблемами на испытаниях и грядущим срывом сроков.
Новости этого года позволяют предполагать, что гиперзвуковая программа США все же выбьется из графика. Вероятность завершения проектов ARRW и LRHW в установленные сроки постоянно сокращается. При этом проблемы двух наиболее удачных проектов могут негативно повлиять на другие разработки и дополнительно ухудшить общее состояние всего направления.
Таким образом, ситуация в гиперзвуковой программе США остается сложной. Ни один из новых образцов гиперзвукового оружия пока не принят на вооружение, а его разработка сталкивается с серьезными проблемами. При этом основные геополитические противники уже создали аналогичные или иные системы и ставят их на боевое дежурство. Удастся ли Пентагону и промышленности справиться со всеми проблемами и сократить имеющееся отставание – покажет время.