
Трофеи РККА начали доставаться в первые недели боёв. Согласно документам, в итоге, против гитлеровцев воевали несколько тысяч захваченных у них же танков, самоходных артиллерийских установок и броневиков.
В целом трофейное дело в Красной Армии было поставлено очень четко, по-военному. Существовали трофейные команды, подчинявшиеся фронтам и армиям.
Они в строгом порядке собирали все важные трофеи, технику, оружие и орудия. Всё контролировалось старшими командирами и офицерами, ставилось на учет. Произвола в таком важном деле существовать не могло.
На уровне же отдельных бойцов и подразделений трофейное дело тоже было поставлено. Существовали фронтовые обычаи взятия трофеев, их распределения между бойцами и командирами, обмена и общего использования.

Продовольствие и спиртное, а также вещевое и снабженческое имущество делилось на всех без исключения. В суровых условиях войны всё, что помогает выживать, нужно.

Оружие разбирали сами бойцы, каждый по своему вкусу и предпочтению. Причем опытному пулеметчику сами товарищи могли принести пулемет, снайперу – винтовку с оптикой, командиру – подарить хороший пистолет или бинокль. Все понимали, что это поможет общему делу. Остальное бойцы обменивали, оставляли себе или отсылали домой, в тыл.

Безусловно, самой важной частью Великой Отечественной войны были масштабные сухопутные сражения по всему фронту от Балтики до Черного моря. И, конечно, они не были возможны без стрелкового оружия. В ходе войны стрелковое оружие активно развивалось, совершенствовалось, появлялись десятки новых образцов.
А враждующие стороны совсем по-разному подходили к вооружению и снаряжению своих пехотинцев. Кстати, следует отметить, что наши были вооружены лучше почти по всем статьям. Тем не менее в огромных битвах Великой Отечественной войны красноармейцы собирали множество трофейных единиц стрелкового оружия.
В первую очередь коснемся пистолетов. Если в РККА пистолет был оружием комсостава, летчиков и не полагался рядовым бойцам, то в вермахте пистолетов на руках солдат было существенно больше.

Немецкие артиллеристы, водители, экипажи бронетехники, вспомогательные части – все были вооружены пистолетами. Разнообразные «Вальтеры» всех типов и «Люгеры» были желанными трофеями для наших бойцов, они использовались как второе оружие, сильно облегчая жизнь во время тесных схваток в окопах. Особым шиком считалось взять «Маузер» C-96, «революционный», вошедший в нашу культуру пистолет с прямым магазином и деревянной кобурой. Им были вооружены чекисты в фильмах и на картинах о революции.

Винтовки как магазинные, так и самозарядные популярностью не пользовались, наши были лучше. Противотанковые ружья и снайперские винтовки также были лучше отечественного производства.

Знаменитый образ нашего бойцы с пистолетом-пулеметом МП-40 немецкого производства скорее киношный, нежели жизненный. Конечно, их брали, но в основном использовали партизаны и фронтовые разведывательные части, плюс их было не так много, как в кино. Да и наш ППШ был во многом лучше, немецкого аналога.

А вот пулеметы МГ-34 или МГ-42 брали охотно. Их высокая скорострельность и небольшая масса помогали нашим бойцам в бою, да и найти их было легко, так как немецкая пехота активно применяла эти пулеметы.

Ещё одним специфическим видом оружия и излюбленным трофеем красноармейцев был противотанковый одноразовый гранатомет «Панцерфауст». Хоть он и появился ближе к концу войны, но был выпущен массово. Помогал против танков и укреплений, а один из наших бойцов – Василий Ватаман и вовсе в рукопашном бою забил 10 гитлеровских солдат фаустпатроном, используя его как палицу.

Интересно, что до половины выпущенных гранатометов достались нашим войскам в качестве трофеев.

Остальные типы стрелкового оружия использовались эпизодически, в небольших масштабах. А о гранатах и говорить не приходится – это расходный материал войны, которым хоть и пользовались, но истинных масштабов мы никогда не узнаем в силу специфики их применения.


После успешного контрнаступления под Москвой зимой 1941-1942 годов в руки Красной Армии впервые попала масса трофейного тяжелого вооружения и техники. С этого момента и можно вести отсчет использования нашими войсками немецких орудий, танков, самоходок, грузовиков и тягачей.

Одним из самых интересных примеров стало использование не целого танка Pz. III немецкого производства, а шасси от него. Их переделывали в самоходки, которые назвали СУ-76И, таковых выпустили 201 штуку, хватило на несколько самоходных батарей.

Брали и другие танки. На сегодняшний день существуют отдельные исследования о трофейных танковых полках в Красной Армии. Особенно ближе к концу войны использовали трофейные «Пантеры».

Орудия как легкие, так и тяжелые в зависимости от количества формировались либо в отдельные артдивизионы, либо включались в состав действующих и вооруженных нашими пушками. Использовали их до момента полной непригодности или, что происходило чаще, пока хватало трофейных снарядов под вражеские калибры.

О грузовиках, тягачах, джипах и мотоциклах и говорить нечего. «Мерседесы», «Опели», «Маны», «БМВ» и другие представители немецкого автопрома охотно использовались по назначению и в нашей армии, тем самым способствовали повышению мобильности наших войск.

Насчет авиатехники существовали некоторые ограничения, всё-таки самолет времен Великой Отечественной войны был уже достаточно сложной в эксплуатации техникой. Самолеты требовали полного спектра обслуживания и частой смены запчастей. Поэтому несмотря на то, что зафиксированы отдельные эпизоды использования трофейных самолетов для разведки или боя (как в легендарном фильме «В бой идут одни старики»), чаще все же самолеты предавали в тыл.

Это было нужно для исследования и изучения передовых технических решений противника, чтобы затем противодействовать им собственными разработками. Как показал ход войны, это в полной мере удалось реализовать, наши истребители Ла-7 и Як-3 стали венцом истребительной авиации СССР и лучшими фронтовыми истребителями в своем классе. Актуально это правило и для других типов нашей авиации.

А знаменитый подвиг группы Михаила Девятаева, которым из плена удалось угнать немецкий бомбардировщик He-111, напичканный секретным оборудованием с самого секретного ракетного полигона Германии – Пенемюнде, и вовсе не знает себе равных не только по мужеству и героизму наших летчиков, но и по ценности той информации, которую им удалось увести у противника.

Враг, который пришел на нашу землю, потерял здесь не только миллионы солдат и офицеров. Они принесли с собой и массу военного имущества и оружия, которое в конце концов было использовано против него, поэтому трофейное дело тоже вносило свой, пусть и не великий, но вклад в Победу.
