Больше значит лучше?
Чуть менее года назад издание Popular Mechanics писало о том, что Китай превзошел Соединённые Штаты по количеству боевых кораблей: согласно выводам экспертов, на тот момент Поднебесная имела на тринадцать боевых кораблей больше, чем ВМС США. Для многих тогда это стало сигналом о потере Соединенными Штатами статуса мощнейшей мировой державы.
Все, конечно, обстоит сложнее и не упирается в номинальное количество надводных кораблей и подводных лодок. Тем более если речь идет о ВМС США, которые привыкли брать не столько количеством, сколько качеством. «Отмотаем» немного назад. После Второй мировой практически всем стало понятно, что основа тактического потенциала мощного современного флота — это авианесущие корабли, вернее, крупные авианосцы. Самый яркий современный пример — опять же американские ВМС, имеющие в своем распоряжении десять авианосцев типа «Нимиц», которые будут постепенно заменяться новыми кораблями типа «Джеральд Р. Форд», первый из которых уже в строю, хотя и сталкивается с разными проблемами.
Основой же ударного потенциала авианосца являются истребители-бомбардировщики. Сейчас это (у ВМС США) F/A-18E/F Super Hornet, а в будущем основой станет новый истребитель пятого поколения F-35C. Штаты «припозднились» с принятием этого палубника на вооружение: он начал нести службу только в 2019 году, хотя две другие версии ввели в строй на несколько лет раньше. Всего на борту «Джеральда Форда» будут нести службу примерно 90 самолетов и вертолетов, включая, конечно, вышеупомянутые F-35.
Промышленный «копипаст»
Этот пример нужен для того, чтобы понять, насколько сложно будет Китаю вырвать реальное первенство на море.
Со вторым все интереснее. Хотя бы потому, что это уже «китайская» разработка. Напомним, «Шаньдун» (он же проект «Проект 001А») ввели в строй в декабре 2019-го. Китайским корабль можно назвать, конечно, условно. Каждый, кто видел на фото российский «Адмирал Кузнецов», без труда увидит «родство» между ним и «Шаньдуном». КНР, впрочем, нужно отдать должное: совершенно ненужное авианосцу ударное вооружение в лице ракет П-700 «Гранит» (или его условного китайского аналога) китайцы убрали, оставив только оборонительное вооружение. Разумный шаг. Жаль, этого нельзя сказать про все остальное.
Напомним, что основа ударного потенциала «Шаньдун» и «Ляонин» — это истребитель Shenyang J-15. Это самолет, построенный на базе советского палубного Су-33, который в свою очередь является палубной версией Су-27. Ранее Китай купил у Украины Т-10К, один из первых прототипов Су-33, однако сами китайцы не любят называть его «копией» советского самолета, говорят о том, что перед нами развитие китайского J-11B. Который, впрочем, является копией самого Су-27-го.
Как бы там ни было, можно не сомневаться, что Китай обновил электронику и снабдил машину возможностью использовать современные авиационные средства поражения: по крайней мере, по меркам постсоветского пространства. Из открытых источников мы знаем, что самолет, вероятно, может нести до восьми ракет класса «воздух-воздух» средней дальность PL-12 с активной радиолокационной головкой самонаведения. Это само по себе ставит J-15 на уровень выше по боевым возможностям, чем Су-33, который в своем арсенале ракет с АРГСН не несет, имея в качестве основы вооружения устаревшие ракеты Р-27 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она сковывает летчика в маневре после запуска, не позволяя реализовать принцип «выстрелил-забыл»: по крайней мере, если речь идет о конечном участке полета ракеты. С другой стороны, мы знаем, что, по крайней мере, часть Су-33 прошла экономичную модернизацию в последние годы с обновлением кабины пилота. Это уже что-то.
Известно, что самолет J-15 также может нести ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя, однако нас куда больше интересуют ударные возможности: те самые, которых оригинальный Су-33 практически лишен. Китай не то государство, которое будет рассказывать про все имеющиеся у него бомбы или ракеты. Однако в ноябре прошлого года издание Jane’s обратило внимание на фотографию, где можно видеть пару самолетов J-15. На ней можно заметить ракету класса «воздух — поверхность» KD-88, а также противорадиолокационную YJ-91 или противокорабельную YJ-91A. Все это говорит о том, что Китай резко повысил возможности J-15, приблизив его к тому, что в России, Европе и США называют поколение четыре с плюсом.

Опять же говорить уверенно о принадлежности машины к тому или иному (под)поколению нельзя, но в пользу возросших в сравнении с Су-33 боевых качеств говорят данные ряда СМИ, указывающие, что самолет получит или уже получил бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). А ведь ВВС России, не говоря уже про авиацию ВМФ, до сих пор не имеет в своем распоряжении ни одного истребителя, имеющего РЛС с АФАР. Им должен был стать первый серийный Су-57 пятого поколения, но он разбился во время испытаний.
Проблемы никуда не исчезли
Говорит ли это о превосходстве китайской боевой авиации над российской? Вовсе нет. Вообще, любые данные о китайской военной технике могут быть как в разы преувеличены, так и приуменьшены: таковы реалии тоталитарного государства. Очевидно, что даже сквозь призму пропаганды проглядывают не самые приятные вещи для китайской стороны. Традиционная китайская проблема — двигатели. Как полагают западные эксперты, созданные для J-15 двигатели WS-10 отличаются низкой надежностью, а кроме того недостаточно мощны для такой тяжелой машины. Американцы насчитали по меньшей мере четыре катастрофы J-15 при общем количестве выпущенных истребителей этой модели примерно в 20-25 единиц.
Одна из проблем — насыщенность воздуха солью, которая чревата проблемами для планера и двигателя самолета. Отметим также, что ранее The Asia Times писало, что китайские СМИ часто критикуют самолет и называют его «прыгающей рыбой» за неспособность эффективно работать с палубы авианесущих кораблей.
Можно бесконечно долго говорить о разного рода технических трудностях, «детских болезнях» (самолет ввели в строй относительно недавно), однако это всё не главная проблема. Главной является то, что J-15 чересчур большой для таких кораблей, как «Ляонин» и «Шаньдун», и имеет избыточную массу. Нормальная взлетная масса машины составляет 27 тонн. Для сравнения: у американского F/A-18E она составляет 21 тонну.
Однако даже на этот недостаток (или вернее, «особенность») можно было бы закрыть глаза, если бы не еще одна концептуальная проблема — отсутствие технологии «стелс». В наши дни, когда все новые истребители ее в той или иной степени используют, J-15 становится машиной прошлого века. Ранее в качестве альтернативы для нее СМИ называли перспективный китайский J-31 пятого поколения, однако этот самолет пока что на стадии разработки и нет никаких сведений о том, что он войдет в состав авиационных групп кораблей «Шаньдун» или «Ляонин». Или вообще пойдет в серию когда-нибудь.
Таким образом, в контексте геополитического противостояния с Соединенными Штатами возможности палубной авиации КНР выглядят совершенно неудовлетворительными, даже несмотря на некоторые улучшения J-15 в сравнении с Су-33.