Сенат Соединенных Штатов приписал вооруженным силам и Морской администрации определить, какой из портов, расположенных в арктической зоне, будет объявлен стратегическим для противостояния России. Об этом сообщает издание Defensenews.
Закон о бюджетных ассигнованиях на национальную оборону США на 2020 год (NDAA), принятый Комитетом Сената по вооруженным силам, предписывает министру обороны, совместно с председателем Объединенного комитета начальников штабов, Инженерного корпуса армии, Береговой охраны и Морской администрации назначить один или несколько портов в качестве «стратегических арктических портов Министерства обороны» в течение ближайших 90 дней.
Ожидается, что сенат проголосует за NDAA на следующей неделе.
Американский порт в Арктике должен будет противодействовать активной деятельности России в регионе, включая строительство военной базы «Северный клевер», имеющую замкнутый цикл жизнеобеспечения.
В Арктике скрыт огромный потенциал
Конгресс все больше обеспокоен раскрывающимся потенциалом новых северных морских торговых путей. Доминирование России в Арктике и ее активная позиция лишь подчеркивает сильное отставание США в этой сфере. Вашингтон имеет всего два ледокола, при этом лишь один из них является ограниченно действующим. В тоже время ледокольный флот России включает в себя десятки кораблей, в том числе и атомных.
Доминирование в Арктике является одной из важнейших стратегических задач России. Имея 22600 км арктического побережья, в Москве видят в регионе ключ к безопасности страны и ее долгосрочному экономическому процветанию. В 2017 году президент Российской Федерации Владимир Путин оценил только минеральные богатства региона в сумму в 30 триллионов долларов.
Осознавая свое отставание, США пытаются усиливаться в Арктике. В апреле Береговая охрана Соединенных Штатов заключила контракт с VT Halter стоимостью 750 миллионов долларов на детальное проектирование и строительство дизель-электрического ледокола, который станет первым из небольшого флота в шесть кораблей этого типа для растущих потребностей Вашингтона на Крайнем Севере.
Дэн Гур, бывший сотрудник администрации Буша в сфере обороне и аналитик в Институте Лексингтона, подчеркнул, что если считать Россию конкурентом в этой сфере, то у США нет иного выбора, кроме как попытаться хотя бы частично компенсировать российскую активность в Арктике. Более того, даже скромные инвестиции могут иметь большую доходность, сказал он.
Флоту нужен ремонт
Проблема флота США на севере в том, что он нуждается в ремонте. На данный момент у США нет передовой базы, расположенной глубоко в этом регионе. В качестве возможного варианта она может быть создана в городке Ном на Аляске – он расположен неподалеку от Берингова пролива, и мог бы стать портом поддержки в те месяцы, что судоходство является доступным в этом районе.
Однако размещение базы где-то в северной части Аляски, например, в заливе Прадхо, эксперты считают проблематичным, потому что возможное таяние вечной мерзлоты может превратить эту область в болото.
- рассуждает Брайан Кларк, офицер подводной лодки и аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок.
Логистика в Арктике в приоритете
В тоже время расширение присутствия Вашингтона в Арктике – лишь вопрос времени, особенно в свете таяния полярных льдов. Поддержка кораблей в Арктике с точки зрения логистики была определена как зона риска командующим Шестым флотом США вице-адмиралом Лизой Франкетти в январском интервью Defense News.
Авианосная ударная группа Harry S. Truman участвовала в учениях Trident Juncture в Норвежском море в октябре, и проблема логистики в полярной зоне стала ключевым выводом из маневров. Насколько глубоко США решат шагнуть в Арктику станет ясно в ближайшие три месяца.